Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 5 классе «Шаги к безопасности».

1 марта 2021 г. в рамках Всероссийского открытого урока «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе был проведен урок – практикум «Шаги к безопасности».

В ходе урока ученикам предлагались различные жизненные ситуации. Обучающиеся обсуждали возможные действия в той или иной ситуации. Затем на слайде презентации показывались правильные действия. И третий шаг – задавались «хитрые вопросы». Учащимся надо было давать верные ответы, исходя из конкретной ситуации.

Тема урока – практикум состояла из 3 блоков: первый – «Безопасность на все случаи жизни»; второй – «Экстремальные ситуации дома»; третий – «Экстремальные ситуации на улице».

Примеры заданий.

I. «Безопасность на все случаи жизни»

Ситуация № 1.

Вы идете из школы домой. К вам подходит незнакомец и предлагает покататься на машине. Давайте обсудим, какие ваши действия?

Правильное поведение:

1) Не доверяйте незнакомцам!

2) В случае опасности не стесняйтесь кричать и просить о помощи!

3) Скажете: "Нет. Я не поеду" и отойдете или перейдете на другую сторону дороги.

Ситуация № 2 «Никогда не трогайте подозрительные предметы!»

Ситуация № 3. «Безопасность в интернете»

II. «Экстремальные ситуации дома»

Ситуация № 1.

Вы находитесь дома, в своей квартире. Родители на работе. Внезапно вы чувствуете резкий запах дыма и гари. Открыв входную дверь, вы видите, что весь подъезд объят пламенем, в дыму ни лифта, ни лестнице не видно. Давайте обсудим, какие ваши действия?

Правильное поведение:

           Позвонить по телефону 01, четко назвать свой адрес, вызвать пожарных;

           Плотно закрыть входную дверь, забить тряпками все щели и вентиляционные отверстия;

           Набрать воды в ванну;

           Перейти в самую дальнюю от входной двери комнату;

           Приготовить фонарик или кусок яркой ткани, чтобы подавать сигналы;

           Если есть балкон, можно выйти на балкон и там ждать пожарных.

«Хитрые вопросы»

1) Можно ли в такой ситуации пользоваться лифтом? (НЕТ)

2) Можно ли спускаться по водосточной трубе, связывать простыни, веревки, чтобы выбраться с балкона?( НЕЛЬЗЯ!)

3) Как можно передвигаться по задымленному помещению? (ПОЛЗКОМ ИЛИ СОГНУВШИСЬ)

Ситуация № 2

Внезапно телевизор взрывается и начинает сильно дымиться.

Ситуация № 3

Вы пришли из школы домой и с порога почувствовали сильный запах газа.

Ситуация № 4

Войдя в одну из комнат квартиры, вы увидели, что в ней много пара, а пол залит водой.

III. «Экстремальные ситуации на улице»

Ситуация № 1.

Вы с родителями пришли на футбольный матч. По окончании на выходе возникли давка и суматоха, к тому же отключилось освещение. Началась паника. Вас оттеснили от родителей, и вы потеряли их из виду. У вас на землю упала сумка. Давайте обсудим ваши действия.

Правильные действия:

           Держаться в середине толпы и после прохода узких мест постараться выбраться из нее;

           Искать своих родителей после окончания сутолоки;

           Забыть о сумке, собраться, застегнуть одежду;

           Позвонить домой, друзьям, соседям сообщить о себе;

           Обратиться к любому полицейскому и заявить о том, что вы потерялись.

«Хитрые вопросы»

1) Можно ли кричать, звать родителей? (Нет, так вы только усиливаете панику).

2) Нужно ли пытаться поднять сумку? (Нельзя! Тебя могут затоптать.)

3) Можно ли использовать столб, тумбу, памятник, чтобы выбраться из толпы? (Нельзя! Тебя могут раздавить.)

Ситуация № 2

Во время прогулки по лесу в пожароопасный период (сухая погода и ветер) вы уловили запах дыма, и определили, что попали в зону лесного пожара.

Ситуация № 3

Во время отдыха на природе вас застала гроза.

Ситуация № 4

Во время прогулки по улице на вас напала собака. У вас в руках клюшка и сумка с коньками.

В завершении урока еще раз напомнили телефоны экстренных служб и единый номер службы безопасности 102 (112).