Урок в 8 классе «Коррупция как социально - опасное явление».

 целью формирования у учащихся антикоррупционного мировоззрения и воспитания негативного отношения к коррупции в 8 классе был проведен урок по обществознанию на тему «Коррупция как социально - опасное явление».

Задачи урока:

1.         дать определение понятия «коррупция», общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

2.         сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

3.         стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на Политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Россия в числе первых стран подписала Конвенцию.

В начале урока была проведена словарная работа: «Значение термина коррупция».

Коррупция от латинского corumpere – портить, растлевать, разъедать ржавчиной.

Исконно русские синонимы этого слова: «мздоимство», «казнокрадство», «лихоимство», «взяточничество», «попустительство», «злоупотребление служебным положением». Одно из наиболее кратких, но достаточно ёмких определений коррупции дает Словарь иностранных слов: это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

По толковому словарю С.И. Ожегова,  "Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

В ходе урока были рассмотрены причины и последствия коррупции. После рассказа учителя о видах коррупции, обучающиеся работали с примерами, определяя виды и формы коррупции.

Затронули тему «Спасает ли ЕГЭ от коррупции?». ЕГЭ как форма сдачи экзаменов призвана решить проблему с коррупцией при поступлении в ВУЗы. Но получилось так, что ЕГЭ сам породил огромную волну мошенников, которые зарабатывали огромные деньги на изготовлении и распространении тестовых заданий. За определенную плату можно получить доступ к базе данных вариантов с готовыми решениями ЕГЭ на некоторых Интернет-ресурсах. Честно можно поступить в те вузы, которые набирают студентов по результатам ЕГЭ. Но есть такие, которые проводят дополнительные экзамены. Встречаются примеры взяточничество на экзаменах, присвоение средств, выдачу фальшивых дипломов и другие злоупотребления. Создаются фиктивные университеты, изготавливаются  поддельные дипломы. Это все проявления коррупции в системе образования, что приводит к спаду качества образования, выпуску неквалифицированных специалистов. Это ведет к ослаблению страны во всех сферах жизнедеятельности.

В заключении урока обсудили вопрос «Какие способы борьбы с коррупцией вы бы смогли предложить?»

1) Для того, чтобы борьба с коррупцией приносила результаты, нужно желание всех людей. Ведь взяточничество существует не только благодаря тем, кто берет, но и тем, кто дает. Не давать никаких взяток!

2) Надо сделать так, чтобы не было очередей, не было волокиты с документацией. Эту проблему призвана решать программа «Госуслуги».

3) Ликвидировать коррупцию можно, только ликвидировав ее причину – неблагополучное состояние общества. Создавать обстановку нетерпимости к коррупции как социальному явлению.

4) Надо устранить пробелы в правовом воспитании населения.

5) Должна осуществляться неотвратимость наказания за коррупцию невзирая на лица и должности.

В заключение урока обучающиеся пришли к общему выводу, что для искоренения коррупции необходимы системные усилия со стороны общества, государства, каждого человека.