Школьный библиотекарь Никитина С.Н. активно включилась в мониторинг использования учебников и учебных пособий в образовательном процессе, проводимый Минобрнауки России. Новой учебной литературе – учебникам и учебным пособиям – и Правительство, и Министерство образования Российской Федерации уделяют большое внимание. В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы предполагается внедрение новых информационно- коммуникационных технологий для управления процессами экспертизы учебников, поставки и обеспечения учебной литературой образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях на всей территории Российской Федерации. Новая система хозяйствования образовательных учреждений требует рационального расходования всех ресурсов, в том числе и тех финансов, которые выделяются на приобретение учебной литературы.
Проведение мониторинга с использованием автоматизированной информационной системы дает целый ряд преимуществ. Это высокая скорость и точность обработки данных, существенное снижение влияния человеческого фактора на результаты мониторинга, прозрачность при сборе данных, снижение фактов подмены достоверных сведений и многое другое. Но главное отличие и преимущество – это четкое распределение функций между участниками мониторинга и возможность эффективно использовать его результаты на всех уровнях управления процессом обеспечения образовательного процесса современной учебной литературой.
Автоматизированный мониторинг использования учебников и учебных пособий в общеобразовательных учреждениях проводится с использованием автоматизированной информационной системы «Мониторинг учебников и учебных пособий» в масштабах всей Российской Федерации, и нацелен на получение всесторонней и достоверной информации о востребованности учебников и учебных пособий (в том числе, учитывающих в содержании региональные, национальные и этнокультурные особенности) в учебном процессе образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования.
Целью мониторинга использования учебников и учебных пособий является получение всесторонней, достоверной и полной информации от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и образовательных учреждений по вопросам обеспечения образовательного процесса современными учебниками и учебными пособиями, для последующего анализа и принятия своевременных и эффективных управленческих решений по обеспечению учебного процесса современной и качественной учебной литературой.
Поставленная цель конкретизируется в перечне актуальных задач. К таким задачам относятся:
. получение информации о полноте обеспечения учебных программ в общеобразовательных учреждениях современными учебниками и учебными пособиями;
. получение информации о соответствии учебников, включенных в федеральные перечни учебников, требованиям учебного процесса для формирования соответствующих знаний, умений, навыков и компетенций, описанных в федеральных государственных образовательных стандартах;
. оценка востребованности учебников из федеральных перечней учебников;
. оценка востребованности учебных пособий, издаваемых организациями, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях;
. получение информации об источниках средств, на которые приобретаются учебники и учебные пособия;
. получение информации о нормативных правовых документах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, регулирующих обеспечение образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями.
Проведение мониторинга использования учебников и учебных пособий (в том числе учитывающих в содержании региональные, национальные и этнокультурные особенности) в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования осуществляется в два этапа.
I этап мониторинга – исследование субъектов Российской Федерации на предмет обеспеченности образовательных учреждений учебниками и учебными пособиями, определение востребованности учебников и учебных пособий, изучение финансовых механизмов пополнения учебниками и учебными пособиями школьных библиотек. Основой мониторинга служит анкетирование субъектов Российской Федерации.
II этап мониторинга – нацелен на сбор информации о содержании, качестве и других потребительских свойствах учебников и учебных пособий, эффективности их использования в учебном процессе.
Вся организационная работа на уровне субъекта Российской Федерации заключается в уведомлении общеобразовательных учреждений о начале мониторинга. Все необходимое – анкеты, методические рекомендации, пояснения, регламенты – находятся на сайте http://bookedu.ru/.
Сбор информации осуществляется непосредственно от общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации. После ввода данных общеобразовательным учреждением в форму на сайте все сведения автоматически обрабатываются и обобщаются на уровне муниципального образования, на уровне региона и на уровне Российской Федерации.
Муниципальные органы управления образованием проверяют сведения и в случае обнаружения некорректной, спорной, либо недостоверной информации сообщают руководителю образовательного учреждения о необходимости проверки введенных данных. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования проверяют сводные данные, данные по муниципалитетам.
Немаловажным является факт наличия ГИС-интерфейса, который отображает на карте России сводные данные по каждому субъекту Российской Федерации. При этом и директор школы, и сотрудники органов управления образованием муниципального и регионального уровней (в соответствии со своими персональными допусками) могут сформировать необходимые отчеты по проведенному мониторингу в рамках стоящих перед ними управленческих задач.
Автоматизированный сбор и систематизация данных не только устраняют разнообразные ошибки, но и делают мониторинг прозрачным, обеспечивая единое представление информации на уровне образовательных учреждений, муниципалитетов, субъектов Российской Федерации, на федеральном уровне, а также предоставляют достоверную публичную информацию для широкой общественности.